«Память – преодоление времени, преодоление пространства.
Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры.
Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг
перед самими собой и перед потомками. Память наше богатство.
Память становится отчётливой силой, особенно во времена
предельных испытаний, выпадающих на долю людей…»
Лихачев Дмитрий Сергеевич
В современном обществе все более сложно становится не заметить тот факт, что чем дальше в историю уходит вторая Мировая война, тем более вольно обращаются люди с памятью о ее событиях. Великая Отечественная война — одно из самых страшных испытаний, выпавших на долю нашего народа. Ее тяжести оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для нескольких поколений. Тысяча четыреста восемнадцать дней и ночей бушевал огонь войны, убивая людей и уничтожая все, что было создано их трудом. Десятки тысяч сыновей и дочерей потерял Казахстан. Нет семьи, которой она не коснулась бы. Именно поэтому нельзя забывать тех кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни ради Победы.
Все дальше и дальше от нас уходят поколения, пережившие эти труднейшие военные годы. Мы живем в новом тысячелетии, в другой стране с другой идеологией. Все вокруг поменялось: города, жизнь людей, их взгляды. Но есть то, что должно всегда присутствовать в нашей жизни. Это память. Память — это то, что человек может пронести через годы, а в данном случае это историческая память о великом и трагическом для всего нашего народа событии. В наших силах не забывать о цене той войны.
Современное молодое поколение знает о войне весьма поверхностно. К сожалению, в настоящее время все мы наблюдаем нескончаемые попытки переписать итоги Великой Отечественной войны со стороны многих европейских стран и представителей разных политических организаций. Агрессивный поток противоречивой информации, через многие информационные каналы, больше всего бьет по детям и современной молодежи в возрасте от 10 до 25 лет, заставляя многих усомниться в истинной истории Великой Отечественной Войны, в реальном подвиге наших предков. Кроме того, образовательная программа по войне достаточна узка, не секрет что, в школьных учебниках на изучение Великой Отечественной Войны отводится несколько часов.
Уроки этой страшной войны имеют огромное значение для молодого поколения. Сохранение памяти о Великой Отечественной войне — часть основы дальнейшего духовного развития Казахстана в XXI веке. «Память истории», сочетающаяся с чувством гордости за историю, — основа достоинства нации. Объективная история Казахстана немыслима без памяти о Великой Отечественной войне, о Победе в ней, так как это духовный подвиг наших дедов и прадедов, бабушек и прабабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, — подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни современного Казахстана.
Память — наша история. Каким будет взгляд на неё подрастающего поколения, таким будет наш завтрашний день. Каковы пути сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне? Что нужно предпринять, чтобы не забыть об этом трагичном событии ХХ века? Историческая память о войне формируется и сохраняется в сознании молодого поколения не только из исторических фактов и хроники событий. Самый эмоциональный фактор — это «живая память», то есть непосредственно память народа. Каждая казахстанская семья знает об этих страшных годах из свидетельств очевидцев: рассказы дедов, письма с фронта, фотографии, военные вещи и документы. Многие свидетельства войны хранятся не только в музеях, но и в личных архивах.
Маленьким казахстанцам сегодня трудно представить голодное разрушительное время, каждый день приносящее горе. Тот кусочек хлеба, положенный по норме в блокадном Ленинграде, те ежедневные сообщения по радио о событиях на фронте, того почтальона, который приносил не только письма с передовой, но и похоронки. Но к счастью, они еще могут услышать рассказы своих прадедов о стойкости и мужестве солдат, о том, как маленькие мальчишки спали у станков, чтобы только побольше сделать снарядов для фронта.
Сохранение памяти о войне возможно через литературные произведения, документальные и художественные фильмы. На протяжении последних десятилетий появилось множество кинофильмов, рассказывающих о событиях Великой Отечественной войны. На примере отдельно взятой судьбы зрителя знакомят с фронтовыми трудностями летчиков, моряков, разведчиков, саперов и снайперов. Современные технологии кинематографа позволяют молодому поколению прочувствовать масштаб трагедии, услышать «настоящие» залпы орудий, ощутить жар пламени Сталинграда, увидеть тяжесть военных переходов во время передислокации войск. Безусловно, чтобы сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, сегодняшним поколениям казахстанцев нужно ею интересоваться.
Сохранение исторической памяти подрастающего поколения – важная составляющая военно-патриотического воспитания в Северо-Казахстанском областном историко-краеведческом музее.
Музейное пространство – это особая образовательная среда, огромное «учебное пособие».
В нем на постоянной основе действуют 5 музейно-образовательных проектов:
«Кешегіге көз салсақ»
«Табиғатпен жарасып»
«Мəңгілікке қадам басқан»
«Дəстүрлер жалғасы»
«Дана халық, дара халық»
Данные проекты объединены общими целями: активная интеграция музея в учебный процесс, расширение форм общения с различными целевыми аудиториями, становление музея как центра общения, активное использование музейного фонда и творческого потенциала коллектива. В то же время каждый из проектов решает свои задачи.
Сотрудниками накоплен большой теоретический, учебный наглядный и дидактический материал. Эти проекты подтвердили свою актуальность и востребованность. Определились коллективы детских садов, школ и колледжей, которые стали постоянными посетителями наших мероприятий. Ежегодно проектной деятельностью охвачено более 75 тыс. учащихся учебных заведений области.
В годы войны из нашей области было призвано более 70 тыс. человек, вернулось — 45,5 тыс. Именно им погибшим и ветеранам Великой Отечественной войны посвящен музейно-образовательный проект «Мəңгілікке қадам басқан» — «Шагнувшие в вечность».
Проект продолжительный, групповой, творчески – поисковый, ориентирован на разные возрастные группы. Он охватывает детей младшего, среднего и старшего школьного звена, студентов колледжей и вузов.
Рабочими площадками являются залы музея, музейный двор, учебные заведения.
Актуальность проекта заключается в том, что в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом патриотического сознания.
В связи с этим назрела необходимость усиления воспитания патриотизма в работе с молодежью. Актуальность проекта обуславливалась сложностью учебных программ, необходимостью представления музейных коллекций в новом формате, развитием интереса к музею. Разработка проекта основывалась на следующих методах: научность, доступность, достоверность, интерактивность.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания – музейная проектная деятельность, позволяющая познать историю своей Родины через использование накопленного фонда и творческого потенциала коллектива музея.
Цели проекта:
— формирование у молодых казахстанцев чувства гордости за боевые и трудовые подвиги старшего поколения, любви к Родине, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам локальных войн;
— активная интеграция музея в учебный процесс;
— расширение форм общения с различными целевыми аудиториями;
— становление музея как центра общения.
Задачи проекта:
— познакомить с историческими фактами военных лет; создать условия для представления полной картины войны в истории нашей страны и всего человечества;
— сформировать гражданскую позицию подрастающего поколения; воспитывать будущих защитников Отечества;
— использовать интерактивные формы пропаганды и наглядной агитации по данной теме.
Для организации данного проекта была проведена обширная подготовительная работа: проработана научная часть, проведен сбор и обработка вещевого и фотоматериала, осуществлена синхронизация с учебными программами, проведено формирование исторически достоверного интерактивного фонда, подготовлены интерактивные экспозиции, доступные для разных категорий детей, разработаны выездные занятия, занятий для детей–инвалидов.
Форма проведения очень разнообразна, на протяжении многих лет на базе музея и различных образовательных учреждений проводятся лекции: «Чтобы жизнь продолжалась…» — посвященная жертвам и узникам концлагерей, североказахстанцам, волей судьбы попавшим в концентрационный лагерь. «Блокада. Поединок со смертью» — рассказывает о самой страшной осаде города за всю военную историю человечества, о мужестве, стойкости и человечности жителей города, о семьях, эвакуированных по «Дороге Жизни» и попавших в Петропавловск, боевом пути 314-ой стрелковой Кингисеппской ордена Кутузова дивизии, сформированной в Петропавловске и участвовавшей в обороне и прорыве блокады Ленинграда. «История четырех огненных лет» — рассказывающая о боевом пути североказахстанцев, участников Великой Отечественной войны.
Ежегодно на базе областного музея проходит более 100 музейных уроков и интерактивных мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне:
«Все для фронта! Все для победы!» — музейный урок, посвященный североказахстанцам труженикам тыла, предприятиям, эвакуированным в нашу область. Погрузившись в эпоху военного времени, участники урока узнают о вкладе земляков в общее дело Победы, военных госпиталях, фонде обороны, сформированном в Северо-Казахстанской области. В игровом формате участники собирают посылку на фронт для солдат. В посылке находятся фотографии, фронтовые письма, теплые вещи и нехитрые припасы.
«Североказахстанцы в годы Великой Отечественной войны» — музейный урок посвящен воинам, непосредственным участникам боевых действий. В рамках данного урока, учащиеся знакомятся с основными событиями Великой Отечественной войны, подвигами земляков: солдат, медиков, саперов, разведчиков и танкистов. Данное занятие призвано углубить знания учащихся по отдельным темам, причем музейные экспонаты выступают здесь не только как иллюстрация, но и как источник изучения. Особенность урока заключается в реализации задач школьного образования в образовательной среде музея.
Музейный урок «Североказахстанцы в годы Великой Отечественной войны»
«Стоял за Родину солдат» — это интерактивное мероприятие, проводимое на основе фотовыставки «Герои – североказахстанцы!», одним из ключевых моментов мероприятия является рассказ и показ фронтовых писем Чинишлова П.А. 1942- 1945 гг., собранных и бережно хранимых его мамой Ефросиньей Антоновной. В фондах музея хранится более 100 писем Чинишлова П.А. Фронтовые письма это своеобразные исторические документы, из которых учащиеся узнают о нехитром быте солдата. Они пронизаны любовью к родным и близким, любовью к Родине. Интерактивное мероприятие включает в себя игру — «Назвать предмет быта солдата и его назначение». Перед ребятами лежат котелки, фляжки, солдатская ложка, бритва, обмундирование солдата, осколки гильз и снарядов. Необходимо назвать правильно предмет и его назначение. Непосредственное знакомство с экспонатами позволяет ближе узнать жизнь рядового солдата, дает возможность детям прикоснуться к этим предметам руками, во время мероприятия участники учатся складывать солдатские треугольники, пишут письма.
Интерактивное мероприятие «Стоял за Родину солдат».
Интерактивное мероприятие «Война и судьбы» — название данного мероприятия говорит само за себя. Форма проведения включает в себя экскурсию по залу «Северо-Казахстанская область в годы ВОВ». Рассказ о судьбах и подвигах хрупких на первый взгляд женщин, водивших в бой самолёты и танки. Женщины были отважными пулемётчицами, снайперами, зенитчицами, отвечали за связь. Более половины всего медицинского персонала на полях Великой Отечественной войны составляли женщины, значительная часть из которых были санинструкторы и медицинские сестры. Мероприятие включает сбор санитарной сумки, демонстрацию оружия. Участники могут увидеть трофеи, добытые в бою нашими североказахстанцами, услышать песни военных лет в оригинальном звучании патефона.
Доброй традицией стало проведение военно-спортивных игр во внутреннем дворике музея: «В лесу прифронтовом», «Военная тайна», «Юный защитник», «Дорогами победы».
«Юный защитник» так называлась военно-спортивная игра на местности, с музыкальным и театрализованным сопровождением, посвященная 73-ей годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
Чтобы создать атмосферу военного времени, на территории музея была оборудовано минное поле, поставлена штабная палатка, флагшток, воссоздан интерьер прифронтовой полосы, установлены «ежи», оборудован полевой госпиталь.
В начале мероприятия звучит сводка Совинформбюро (голос Левитана), затем рассказывается о начале войны, о североказахстанцах ушедших на фронт в первые месяцы войны. Участники делятся на взводы и начинается игра, первоначально молодые бойцы проходят боевую подготовку, участникам проводят инструктаж по оружию периода ВОВ.
После рассказа перед участниками мероприятия ставится
«боевая» задача — преодолеть минное поле с минимальными потерями. Бойцы, получившие «ранения» доставляются в полевой госпиталь.
В госпитале санинструкторы обучают бойцов оказанию первой медицинской помощи, демонстрируется санитарная сумка военного времени. Бойцам рассказывают о подвигах медицинского персонала в годы войны, на примере соотечественников.
Далее участникам предстоит отразить танковую атаку, доставить важные координаты в штаб. Целью каждого задания является не только донесение исторических фактов через игровую форму, но также научить детей действовать слаженно в команде, где от действия одного участника зависит успех всего отряда, именно этого не хватает современному поколению. После «ратных трудов» объявляется привал, участники могут посидеть у солдатского костра, получить солдатскую посылку, и подкрепить силы солдатским обедом в полевой палатке. В конце игры проводится парадное построение.
Военно-спортивная игра «Юный защитник».
В 2019-ом г. проводилась военно-спортивная игра «Дорогами Победы», с театрализованным сопровождением проводилась на базе общеобразовательных школ, лицеев и гимназий г. Петропавловска. Учащиеся не только узнали о наших земляках – участниках ВОВ, но и прошли курс молодого бойца.
Военно-спортивная игра «Дорогами Победы».
Продолжая традиционные виды деятельности, музеи наполняют их новым содержанием, расширяют диапазон методов музейной работы и освоения смежных культурных пространств, что способствует возрастанию социальной активности музея как культурного центра.
Ежегодно в областном музее организуются стационарные выставки ярчайшими из них стали: «Память сильнее времени», «Сталинград. 200 дней и ночей», «Огненная дуга».
«Память сильнее времени» — посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В годы войны из нашей области было призвано 74,2 тысячи человек, из г. Петропавловска – 26,8 тысячи, 45364 из них не вернулись. Едва ли не в каждой семье война оставила свою отметину. Именно им, погибшим и ветеранам Великой Отечественной войны посвящена наша выставка: «Память сильнее времени».
Целью выставки является — воспитание чувства патриотизма и любви к Родине у подрастающего поколения.
На выставке представлены портреты, групповые фотографии, плакаты военных лет, рассказывающие о пройденных военных дорогах, о подвигах североказахстанцев, совершённых на фронте и в тылу. Центральное место выставки занимает простой солдат, именно его руками была завоевана Победа! Посетители смогли увидеть обмундирование, огнестрельное оружие, предметы солдатского быта, фрагмент землянки, где отдыхали солдаты и офицеры после боя, фронтовые письма, личные и наградные документы. В витринах расположено обмундирование различных родов войск: шинель и фуражка Ивановского И.В. – командира 1078-го стрелкового полка 314-ой стрелковой дивизии; китель Фадеева Р.Н. – штурмана пикирующего бомбардировщика, участника обороны Москвы, битвы на Курской дуге; китель капитана I ранга Балтийского флота Бархоткина А.С.; форменная рубашка, бескозырка моряка Тихоокеанского флота Евсина П.И.
Ветераны Гершунов А.И и Макиенко В.В. на открытии выставки «Память сильнее времени».
Обширный материал был собран о женщинах — медицинских работниках. Этот материал позволил выделить на выставке отдельный раздел, посвященный роли женщины в годы ВОВ.
В витринах размещены боевые и трудовые награды. Тяжелые годы войны, ее суровые испытания останутся навеки в памяти народной. Из поколения в поколение, пока рождаются дети, будут передаваться дедовские награды, а их не так уж мало: за освобождение Родины, за освобождение стран Восточной Европы, за участие в штурме Берлина, за победу над Японией, награды за мирный труд.
За время экспонирования выставку посетили более 120 групп (воспитанники школ, студенты, общественные организации ветеранов г. Петропавловска и СКО).
Для пополнения фондов организуются музейные акции-выставки «Война в судьбе моей семьи», «Мы помним! Мы благодарим!», «Дар музею». Целью является повышение интереса жителей и гостей нашего города к истории своей семьи, вкладу в общее дело Победы, пополнение новыми экспонатами фондов историко-краеведческого музея.
9 мая площадь перед музеем становится местом театрализованных исторических реконструкций, где проводятся музейные праздники «Салют Победы!», «Победный май!». Чтобы создать атмосферу военного времени перед музеем воссоздается интерьер прифронтовой полосы. Жители и гости города знакомятся с фотовыставками, посещают фотозоны, тематические площадки и мастер-классы, принимают участие в музейной акции «Стена памяти».
В 2020 году в условиях карантина проект по военно-патриотическому воспитанию перешел в электронный формат. Северо-Казахстанский историко-краеведческий музей переориентировал работу с посетителями. В результате творческой работы коллектива на просторах интернет пространства и популярных мессенджерах проводились прямые эфиры, музейные уроки и онлайн – демонстрации. Интереснейшими из них стали «Звезда Героя», «Сапер 316-ой стрелковой дивизии», «Фронтовые письма». В рамках проекта были опубликованы страницы видеожурнала «Мир музея» — «Поклонимся великим тем годам», посвященные героическим подвигам и судьбе наших земляков. Учащиеся во время онлайн — демонстраций и уроков могли задавать вопросы, оставлять комментарии. Данный формат стал очень популярен среди молодежи, студентов и школьников.
Память истории — это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прапрадеде, который был фронтовиком. Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не терял веру в себя.
Как известно, уровень духовно-нравственного развития невозможно измерить какими — то критериями, это показатель, ориентированный на будущее проявление. А вот то, каким будет будущее наших детей, во многом сегодня зависит от того, насколько грамотно и фундаментально мы, историки и педагоги, сможем заложить в детях необходимые для жизни духовно-нравственные ориентиры.
Андреева Вера Васильевна
специалист СКОМО